Современным школьникам нужна обновленная система образования
22 апр. 2017 г.

Сегодня на Красноярском экономическом форуме состоялся круглый стол на тему «Технологический прорыв начинается в школе». Его участниками стали как представители системы образования, так и представители бизнеса – потенциальные работодатели, которые отметили, что использование технологий – это начало перестройки содержания всей системы школьного образования.

Модераторами дискуссии выступили заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Евгений Ковнир и академик Российской академии наук и Российской академии образования, директор Института образовательной информатики федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН Алексей Семенов.

«Технологическая революция все больше ускоряется, и ее фундаментом являются информационные технологии. Той связкой с окружающим миром, соединяющей фундаментальные знания и науки, которые изучаются в школе, являются именно школьные технологии. Стратегия научно-технологического развития РФ утверждена менее полугода назад, а в мае 2016 года Президент России дал поручение разработать концепцию преподавания предмета «технологии в школе». И это один из поворотных пунктов, который вносят в школьное образование, а межпредметный формат обучения выходит на первый план», – отметил Алексей Семенов.

В ходе дискуссии специалисты отметили, что нынешним школьникам предстоит жить совсем в других условиях, нежели ребятам, которые учились в школе 10-15 лет назад. Гораздо большую пользу, по мнению участников мозгового штурма, современным ученикам может дать технологическое творчество, которое должно выйти на первый план в образовании. Использование технологий – это начало перестройки содержания всей системы школьного образования.

Директор центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Косарецкий обозначил важные для качественного технологического прорыва моменты. Он указал на необходимость изменения самой модели образования, высказал мнение о важности проработки вопроса передачи времени и средств на внеурочную работу от школ другим организациям, указал на необходимость выстраивания взаимодействия с вузами и предприятиями, а также отметил возможность использования каникул для занятия детей профильными, тематическими программами. Это позволит поддержать прорыв в школе за рамками школьных знаний и времени обучения в школе.

Директор по персоналу конструкторского бюро «Искра» Ирина Уварова рассказала о перспективах наукоемких предприятий в сфере детского дополнительного образования, отметив, что, несмотря на развитие системы образования, в частности профессиональных классов, специализированных школ, есть оторванность всей системы от рыночных реалий. В связи с этим работодатели сталкиваются с проблемой, когда лишь небольшой процент выпускников оказываются успешными начинающими специалистами. Также она поделилась опытом компании по взаимодействию с вузами края. Например, совместно с СФУ создана базовая кафедра компании в Институте инженерной физики и радиоэлектроники, а на базе опорного университета – Центр инжиниринговых коммуникаций. Такая совместная работа облегчает компании подбор персонала.

В Красноярске есть успешный пример, когда ребята вне школы могут заниматься интересными и перспективными темами. Это детский технопарк «Кванториум», который является проектом в сфере дополнительного образования детей, направленным на развитие их творческих способностей и повышение интереса к научной и технической деятельности. Сейчас в России разрабатывается региональная модель дополнительного образования детей, ядром которой и могли бы стать такие крупные центры, как «Кванториум».

Участники круглого стола пришли к выводу, что школьное образование и дополнительное образование детей должны стать важным элементом технологического обновления.